Автомобильный блог > Устройство > Турбированный мотор или простой атмосферник?

Турбированный мотор или простой атмосферник?

Опубликовано 08.02.2016 В рубрике — Устройство

турбированный двигательВ России турбированные моторы пользуются не такой популярностью как обычные менее мощные «атмосферники». Так давайте же разберемся, почему именно так, как не «уложить» турбину раньше срока и во сколько обойдётся вам обслуживание «улитки».
Для начала разберемся, как устроена эта самая «улитка».
В целом турбокомпрессор устроен очень просто. В этом устройстве главная деталь – картридж. Внутри картриджа установлен вал, с двух его концов на этом валу прикреплены турбинные колеса. Чтобы турбинный вал нормально вращался и не разогревался, под давлением к нему подаётся смазочное масло. Помимо этого к картриджу подведена трубка с антифризом для дополнительного охлаждения.

По бокам самой турбины установлены две «улитки» — одна холодная, другая горячая, внутри которых и вращаются турбинные колеса. По горячей «улитке» поступают выхлопные газы, раскручивают колесо, после чего выхлопные газы попадают в выхлопную трубу через боковые отверстия улитки. Холодное колесо «улитки» всасывает атмосферный воздух из впускного тракта и прогоняет его под высоким давлением дальше по впускному коллектору к цилиндрам.
Так и устроена турбина, в этой статье мы не будем более подробно рассматривать принцип работы «улитки» и различные варианты компоновки. Хотя про новые турбины, я всё-таки упомяну, там масло подается под низким давлением, а вал вращается в шариковых подшипниках со сверхпрочного материала.
Кушает ли масло турбина?
Как я говорил без масла «улитка» работать не может, то есть она, то может работать просто не долго. Зачастую для герметизации валов применяют резиновые сальники (как в коробке передач или двигателе), правда, никакие сальники не смогут выдержать такого режима работы. Ведь рабочая температура в «улитке» достигается тысячи градусов, вал вращается со скоростью несколько сотен тысяч оборотов в минуту – так что такие условия намного суровей, чем в двигателе.
Втулки и валы в турбине подогнаны друг к другу с высокой точностью, за счёт такого подгона деталей масло не сочиться сквозь них, правда, если «улитка» не «ушатанная». Как только в турбине появляются зазоры, через холодную часть масло засасывает во впускной коллектор двигателя вместе с воздухом, после этого и говорят, что «улитка кушает масло».
Данное явление может происходить по таким причинам, как:
Естественный износ поверхностей втулок и валов;
Давление масла в двигателе пониженное: «улитке» попросту не хватает смазки, она начинает сильнее изнашиваться;
Повышенное разрежение воздуха во впускном коллекторе – масло из «улитки» засасывает туда. В результате чего, двигатели где зазоры в цилиндрах почти идеальны, угар масла из-за неисправной турбины может достигать нескольких литров на сотню пробега.

Свежие записи

Рубрики

АВТОМЕТКИ