Автомобильный блог > Тойота > Японская штучка

Японская штучка

Опубликовано 09.02.2016 В рубрике — Тойота

Японская штучкаЯпонцы великие мастера на разные хитрые выдумки, И особенно изобретательны они по части новшеств, укрепляющих здоровье, поддерживающих экологическую чистоту. Взять хотя бы автомобили. Только легковых на Японских островах около 100 млн. Все они выбрасывают в воздух окислы углерода и азота. Конструкторы постоянно что-то придумывают, чтобы каждая новая модель поменьше загрязняла атмосферу Японии. Появились каталитические нейтрализаторы, работающие на обедненных смесях двигатели, моторы, топливом для которых служит природный газ или метанол.

Но все это частичные меры. Пока нет практической альтернативы двигателям внутреннего сгорания. Много говорят о достоинствах электромобилей. Но энергия для их работы хранится в очень тяжелых и громоздких «сосудах» — аккумуляторах, «заправлять» которые приходится очень долго. Как сосуд с очень узким горлом.
Японцы в области электромобилей довольно много экспериментировали за последние десятилетия. Но обширные исследования не привели к революции в области электромобилей — лишь ускорили их эволюцию.
Инженерная мысль работала и в направлении компромиссной конструкции. Там, где автомобиль должен минимально загрязнять атмосферу, пусть он работает на электрической тяге. А на загородной магистрали машиной движет двигатель внутреннего сгорания. Все на первый взгляд просто. Но чтобы сделать практичный гибридный автомобиль, пришлось преодолеть немалые трудности.
На различных международных автомобильных выставках за последние годы посетители могли лицезреть десятки экспериментальных гибридных машин. Но лицезреть, и не больше. Что же касается покупки…
В конечном счете родился первый в мире подобный автомобиль «Тойота-Приус», который сегодня серийно выпускается и продается по всему миру. На «Приус» установлен двигатель внутреннего сгорания рабочим объемом 1, 5 литра и мощностью 58 л. с. Другой двигатель – З0-киловаттный электромотор переменного тока. Оба соединены шестиступенчатым редуктором так называемого планетарного типа. Он передает крутящий момент от обеих силовых установок (вместе или порознь) на передние ведущие колеса. Кроме того, любая из них может приводить во вращение генератор, который дает ток для зарядки аккумулятора.
Компьютер, в зависимости от условий движения, выбирает режим совместной работы обоих двигателей и генератора, управляет планетарным редуктором, при торможении переводит генератор в работу на режиме генератора (подзарядка батареи). Таким образом, «Тойота» решила главнейшую задачу — автоматического согласования трех агрегатов.
Что касается аккумулятора, то это так называемая никель-металлическая гибридная батарея. В основе ее элементы из никелевого сплава — гибриды. В присутствии водорода они выделяют электрический ток. Батарея периодически подзаряжается генератором, а также благодаря подаче в нее водорода из так называемого теплового аккумулятора. Система изощренно-сложная, родившаяся в результате многолетних исследований. Силовой аппарат, объединяющий оба двигателя, генератор и планетарный редуктор, установлен в передней части машины поперек кузова. Управляющий блок с компьютером помещен перед панелью приборов, а аккумулятор с обслуживающими его устройствами — в задней части машины. Все эти аппараты достаточно тяжелы, но все же их масса значительно меньше, чем батареи, электромотор и системы управления на электромобиле.
С инженерной точки зрения «Приус» — удивительная конструкция. Кажется, что она смонтирована из давно известных в технике блоков. Французский философ Клод Гельвеций в свое время прозорливо заметил: «Чтобы удивиться, достаточно одной минуты; чтобы сделать удивительную вещь — нужны многие годы». Так и с этой моделью, в которой каждый такой самоочевидный элемент десятилетиями «оттачивался», прежде чем образовать комбинацию агрегатов с удивительными и ранее немыслимыми потребительскими качествами.
«Тойота-Приус» длиной 4,27 метра весит в снаряженном состоянии 1515 килограммов. И в то же время машина сказочно экономична. Она расходует в среднем 3,57 литра бензина на 100 километров. Самое же главное достоинство заключается в том, что выбросы вредных веществ «Приусом» в атмосферу в десять раз меньше, чем у самых совершенных современных моделей с нейтрализаторами, впрыском топлива и электронными системами.
Да, человечество озабочено сейчас загрязнением воздуха отработанными газами автомобильных моторов. Их доля в общем объеме вредных выбросов в городах — около 70%. Там, где на тысячу жителей приходится 465 легковых автомобилей (как в США) и больше, это серьезнейшая экологическая проблема. В наиболее автомобилизированном американском штате, Калифорнии, давно ведется кампания за прекращение постановки на учет «экологически грязных» автомобилей.
Более высокая насыщенность автомобилями, чем в США, зарегистрирована, например, в… Люксембурге, Италии и ФРГ. Как видим, проблема борьбы за «чистый автомобиль» заботит, объективно говоря, не только японцев и американцев. В нашей стране она, если судить формально, еще не так остра. Но в отдельных городах эта цифра очень высока и неумолимо приближается к уровню наиболее автомобилизированных стран мира.

Свежие записи

Рубрики

АВТОМЕТКИ